Четверг, 09.04.2020, 22:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Гармония

Пилина Марина Викторовна, старший воспитатель

 

Индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ


        Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
        Индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивающая индивидуальную траекторию развития ребенка, как показатель профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В связи с новыми требованиями ФГОС ДО к построению предметно-пространственной среды возникла необходимость проанализировать её состояние в нашем  ДОУ. Посредством проведённого анализа существующих условий в учреждении была выявлена проблема: педагоги испытывают некоторые трудности в построении предметно-пространственной развивающей  среды в соответствии с новыми требованиями. Выявлена такая проблема, как неэффективность существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и нехватка в другом, то есть наличие дисбаланса, некоторого хаоса, стихийности в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.
А так как наш педагогический коллектив довольно «молод», а возрастной состав педагогов и их профессионализм весьма разнообразен – проблема подчас лежит просто в непонимании, незнании или в недостатке опыта.

     В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
     В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".
     Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться  на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых  форм деятельности, например, на занятии,  в спортивных или развлекательных мероприятиях.

     Таким образом, на новый 2014-2015 учебный год главной целью работы стало создание единой предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии:
•    исследовательскую (проблемно-поисковую): модель "обучение через открытие";
•    коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
•    имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
•    психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности;
•    деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
•    рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.

     Важной идеей индивидуализации образования в нашем ДОУ стала разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка. Такой маршрут немыслим вне предметно-пространственной развивающей среды. Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади, например, коридоры, территорию детского сада.
      Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.
      Запланированные мероприятия методической работы ДОУ как смотры, конкурсы, методические часы, семинары-практикумы, открытые занятия, консультации – все это должно обеспечить:
•    создание предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;
•    освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;
•    овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной развивающей  среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности;
•    модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
   На сегодняшний день реорганизацию претерпели некоторые компоненты развивающей среды в группах. С целью индивидуализации педагогического процесса, всеми педагогам используется все пространство в виде зон или «игровых центров», уголков: уголок сюжетно-ролевых игр, математический уголок, речевой уголок, спортивный, уголок природы, изо и продуктивной деятельности, книжный уголок и прочие. Понимая индивидуализацию как создание оптимальных условий для  реализации потенциальных возможностей дошкольников  (Г.М. Коджаспирова), во всех группах «игровые центры» оснащены большим количеством развивающих материалов, которые пополняются систематически в том числе за счет добровольных пожертвований родителей и областной субвенции на приобретение игрового оборудования. Такая наполняемость групп отвечает принципу индивидуализации образования, так как каждый ребенок может найти здесь занятие по интересам.
         Игровой инвентарь и оборудования для проведения занятий специалистов предусмотрены в достаточном количестве для каждого воспитанника.Необходимо отметить, что во всех возрастных группах значительно преобразилась ППРС: появилось много атрибутов, игрового материала, оборудования для разнообразной деятельности детей. Каждая группа  имеет индивидуальное  названия, свой стиль, в том числе цветового оформления. Однако, при оформлении групп педагогами никаким образом название группы «не обыгрывается» при создании ППРС. В каждой группе с учетом санитарных норм и правил каждый ребенок имеет личный шкафчик для одежды, кровать, где написано его имя, номер (или опознавательный знак). Во всех группах учитываются росто- возрастные особенности детей: все группы обеспечены необходимым количеством регулируемой мебели.
      ППРС группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. При этом каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагоги  наполняют ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом, в некоторых группах особенно проявляется  учет  гендерных особенностей игровой деятельности детей: если в группе больше мальчиков, то здесь больше  оборудования по конструктивным играм, машин; если больше девочек – чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин», что обеспечивается большим количеством соответственного игрового оборудования.

    Понимание воспитателями индивидуального подхода выражается в поддержке его чувства собственного достоинства, создании ситуации успеха. Так в группе № 5 у каждого воспитанника есть блокнот-дневник для подведения итогов дня, где  воспитатель совместно с ребенком фиксирует его достижения.  
     Чуткость воспитателей к эмоциональным состояниям воспитанников, понимание их индивидуальности особенно проявляется в группе № 4, где эстетично и грамотно оформлен «Уголок уединения», который особенно помогает младшим дошкольникам адаптироваться в новой среде. А размещенные фото на стенде «Здравствуйте, я пришел!» в группе № 4 или в Уголке  именниника  группы № 2, помогают воспитанникам чувствовать себя членом сообщества  детей и взрослых. Это решение важного принципа ППРС - принципа открытости.
     В группе № 5 с целью понимания индивидуального эмоционального состояния ребенка оборудован Уголок настроения, который усложнен пиктограммами эмоционального состояния.  Дети также учатся определять свое настроение: плохое, хорошее, отличное.
      В группе № 1 легко используется передвигаемая  ширма, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Педагоги групп № 2, 5, прививая детям трудовые навыки, оформили Уголок дежурства личными фото воспитанников. Во всех возрастных группах  есть стенд «Мое творчество», предполагающий персонализацию ППРС.

Всероссийская социальная сеть работников образования

Руководствуясь задачей совершенствования системы образования субъектов РФ и развития межрегионального сотрудничества в сфере образования, Главный интернет сервис регионов России, ОИА "Новости России" и редакция журнала «Экономическая политика России» формируют Всероссийскую социальную сеть работников образования.

Бесплатно присоединиться к коллегам-педагогам могут учреждения и их сотрудники, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам:

  • дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
  • общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
  • профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
  • организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Упрощенная форма регистрации для региональных и муниципальных органов управления образованием, учебных заведений и педагогов в качестве участников Всероссийской социальной сети работников образования находится на Главной странице.

ВАЖНО! Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Название и описание преимуществ учебного заведения можно сохранить на странице https://worknet-info.ru/setting/profile-setting. Зарегистрированные региональные и муниципальные органы управления образованием, учреждения и организации могут бесплатно презентовать свою организацию по любым актуальным вопросам развития региональной системы общего образования и собственной организации, а также создавать Сводные образовательные группы https://worknet-info.ru/create-group

Данный ресурс поможет сформировать информационную базу прогрессивных учебных заведений и учащихся регионов России, выявить их творческий потенциал и определить приоритетные направления развития ребенка в каждом классе, курсе или дошкольной группе. Здесь же можно разместить обзоры запланированных или проведенных мероприятий, информацию о новых услугах учебных заведений.

Обсуждение насущных вопросов воспитания и образования детей осуществляется в специализированном разделе https://worknet-info.ru/forum/. Присоединяйтесь!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный хостинг uCoz